Размещения, с повторениями
Размещением из n элементов
по k с повторениями - кортежи,
содержащая m элементов, взятых из данного
множества, отличающихся либо элементами, либо их порядком следования, причем
элементы в комбинациях могут повторяться от 1 до m раз.
Дано множество X={a,b,c,d}. составить все
размещения из этого четыре элементного
множества по два с повторениями. Эта записывается в виде: Ā nk.
Запишем некоторые кортежи длины 2. (a;
a ), (a;
b). (a;
c), (a; d), (b; b) …Всего
таковых кортежей = 4·4=16. С другой стороны это есть численность
декартового произведения =т(АхА)= 4·4=16
Запишем некоторые кортежи длины 3. (a;
a; a), (a; a; b) …. Всего таковых
кортежей = 4·4·4=64
Общая задача. Найти число кортежей
дины k, которые можно составить из элементов множества,
содержащего n элементов.
- число
размещений с повторения из n элементов по k
Перестановки с повторениями
Необходимо
составить шеренгу из 20 физкультурников, среди которых 10 имеют белые майки, 4-
синие, 6 – красные. Сколькими способами это можно сделать? Если бы цвета не повторялись, то это можно
сделать P(20)=20!. В виду того, что цвета будут
повторяться, то перестановок с
повторениями будет меньше в 10!·41·61· раз.
Общая задача. Имеются элементы k видов. Причем k1 вида n1 штук, k2 вида n2 штук и т.д. Сколько перестановок можно сделать из этих элементов?
, где n = n1+n2+…=n - сумма всех элементов.
Сочетания с повторениями
В магазине имеется вода жерех видов.
Покупателю нужно приобрести 10 бутылок.
Сколькими способами он это может сделать. По-другому, сколько различных наборов
по 10 элементов можно составить из 4
наименований.
Составляемые наборы будут отличаться
количеством элементов каждого наименования. Причем не обязательно, что бы
присутствовали в таких наборах элементы всех наименований. Например, можно
выбрать элементы только одного наименования или по несколько
элементов каждого. В любом случае набор должен содержать установленное для
данной ситуации число элементов, например 10 бутылок, как в рассматриваемой
конкретной ситуации.
Ситуации такого характера приводят к
сочетаниям с повторениями, Обозначается.
Общая
задача. Требуется составить k наборов (кортежей) из элементов данных n множеств d1. d2, d3,…dn. Число элементов в каждом из множеств di не меньше числа k.
Формула вычисления числа сочетаний с
повторениями имеет несколько разновидностей:
=. = . =P(n-1;k). . Наиболее предпочтительнее первая формула,
сведенная к вычислению сочетаний без повторения.
4. Примеры
комбинаторных задач из различных областей знаний. Комбинаторика в древней Греции. Комбинаторика в
биологии, генетике, химии и др.
В древне Греции философы, служители религии, астрологи,
гадалки много внимания уделяли науке нумерологии – науке о числах. Они
устанавливали различные закономерности числе, изучали влияние чисел и их комбинаций на человека,
природу, мироздание.
Модель строения
ДНК была расшифрована методами
комбинаторики в 1953 году в Кембридже Ф.Криком и Дж. Уотсоном. Ими была
изготовлена спиральная модель ДНК после рассмотрения различных комбинаций связи
нуклеотидов, аминокислот и других объектов между собой. При этом был открыт
генетический код, который содержит информацию о виде растения или животного, в
том числе наследственную и иную информацию.
Без комбинаторных задач не было бы информатики,
компьютера, сотового телефона. Например,
установления кодов в ЭВМ для записи информации, такими, что бы они ни были
избыточными и были достаточными для записи любой информации. Соединение
элементов в ЭВМ, установление связей в кристалле, и микросхеме рассчитывается с помощью комбинаторных задач.
С точки зрения теории множеств, комбинаторика изучает
подмножества конечных множеств, и операции над ними.
Приведем несколько
общих таковых задач:
1.Найти конфигурацию элементов, обладающих заранее
заданными свойствами.
2. Доказать существование или отсутствие конфигурации с
заданным свойством.
3. Найти число конфигураций с заданным свойством
4. Описать все способы решения указанных выше задач.
5. Из всех возможных способов решения такой задачи выбрать наиболее оптимальную.
К перечисленным задачам подходят такие ситуации как:
1.Соеденить некоторое число точек на плоскости не пересекающими (пересекающими в одной, двух и более
точках) линиями.
2. Транспортные задачи, связанные перевозками.
3. Задачи массового обслуживания
4.Определить число выпускаемых лотерейных биолитов, что
бы были заинтересованы покупатели и авторы лотереи..
Практические замятия. Решение комбинаторных задач
Требования к знаниям
умениям и навыкам Студент должен знать: основные комбинаторные объекты (типы
выборок); формулы и правила
количества выборок (для каждого из типов
выборок)
уметь: определять тип комбинаторного объекта (тип
выборки); рассчитывать количество
выборок заданного типа в заданных условиях.
|