3.2. Случайные числа
Ранее было указано, что метод
Монте-Карло основан на применении случайных чисел; дадим определение этих
чисел. Обозначим через R случайную непрерывную величину, распределенную равномерно в интервале
(0, 1).
Случайными числами называют возможные значения r случайной непрерывной величины R, распределенной равномерно в интервале (0, 1).
В действительности пользуются
не равномерно распределенной случайной величиной R, возможные значения которой, вообще говоря, имеют бесконечное
число десятичных знаков, а случайной
квазиравномерной величиной R*, возможные значения которой имеют конечное число знаков.
В результате замены R на R* разыгрываемая величина имеет не точно, а
приближенно заданное распределение. Существует заранее вычисленные значения
случайных чисел, представленных в виде соответствующих таблиц случайных чисел.
3.3. Разыгрывание случайной дискретной
величины
Xi
|
x1
|
x2
|
…
|
xn
|
Pi
|
p1
|
p2
|
…
|
pn
|
Пусть требуется разыграть случайную
дискретную величину X, именно получить последовательность
ее возможных значений хi зная закон ее распределения X. (i =- 1, 2, ..., п),
Пусть:
~ R - непрерывная случайная величина, распределено равномерно в
интервале (0, 1),
~ rj (j = 1,2, . . .) - возможные значения R, т. е. случайные числа.
Разобьем интервал 0 < R < 1 на оси Оr точками с координатами
p1
p1+p2 p1+p2+p3 … p1+p2+p3+pn-1
При этом получится n частичных интервалов длиной , причем: длины последовательных интервалов равны:
= p1 = (p1+p2)- p1= p2 (p1+p2+p3)-( p1+p2
)= p3 …
=pn
Отсюда можно установить, что
длина каждого частичного интервала с индексом i равна вероятности с тем же индексом
(*)
Теорема. Если
каждому случайному числу rj (0 < R < 1), которое попало в интервал ставить в соответствие возможное значение xi, то разыгрываемая величина будет иметь
заданный закон распределения:
Правило. Для
того чтобы разыграть случайную дискретную величину, заданную законом распределения
надо:
1. Разбить интервал (0, 1)
оси Or на n частичных интервалов:
= (0; p1) = (p1; p1+p2) (p1+p2; p1+p2+p3) … = (p1+p2+p3+pn; 1)
2. Выбрать случайное число rj, например, из таблицы случайных чисел.
Если rj попало в
частичный интервал , то разыгрываемая случайная дискретная величина приняла возможное
значение хi.
Задание 9-6. Разыграть 8 значений случайной дискретной
величины X, закон
распределения которой задан в виде таблицы
X 3
11 24
р 0,25 0,16 0,59
Решение.
1. Разобьем интервал (0,1)
оси Or точками с координатами:
0,25; 0,25
+ 0,16 = 0,41 на 3 частичных интервала:
= (0; 0,25) = (0,25; 0,41) (0,41; 1)
Обратите внимание на то, что последнее
число 0,59 не рассматривается.
2. Выпишем из таблицы
приложения восемь случайных чисел,
например, возьмем из нее числа, расположенные в первом столбике этой таблицы.
Это случайные числа:
0,10; 0,37;
0,08; 0,99;
0,12; 0,66;
0,31; 0,85.
3. Установим принадлежность
выбранных случайных чисел построенным промежуткам
Имеем:
0,10Î= (0; 0,25), что соответствует числу х=3
0,37Î= (0,25; 0,41) что соответствует числу х=11
0,08Î= (0; 0,25), что соответствует числу х=3
0,99Î (0,41; 1),
что соответствует числу х=24
Продолжая такие сравнения
получим остальные числа 3; 24;11;24.
Ответ:
Разыгранные возможные значения X таковы: 3; 11; 3; 24; 3; 24; 11; 24.
Замечание. Доказано,
что разыгрывание событий можно свести к разыгрыванию случайной дискретной
величины.
3.4.
Разыгрывание противоположных событий
Пусть требуется разыграть
испытания, в каждом из которых событие А появляется с известной вероятностью
р и, следовательно, не появляется с вероятностью q= l-p.
Введем в рассмотрение случайную
дискретную величину X с двумя
возможными значениями. Для определенности примем: х1=1, х2 = 0 и р1
= р, р2 = q.
Условимся считать, что если в
испытании величина X приняла возможное значение х1=1, то событие А наступило;
если х2 = 0, то событие
А не наступило, но появилось противоположное событие .
Таким
образом, разыгрывание противоположных событий А и сведено к разыгрыванию
дискретной случайной величины X с заданным законом распределения, зададим его таблицей.
Для разыгрывания X надо:
1. Интервал (0, 1) разбить
точкой р на два частичных интервала: = (0, р) и = (р, 1).
2. Выбирать случайное число гj. Если гj попадает в интервал , то X = х1 =1 - наступило событие А; если гj, попадает в интервал то X = х2 - О (событие А не наступило).
Правило. Чтобы разыграть испытания, в каждом из которых вероятность
появления события равна р и, следовательно, вероятность наступления
противоположного события А равна 1 - р, надо выбрать (например,
из таблицы случайных чисел) случайное число гj. (j=1, 2, .. .); если гj. < р, то событие А наступило;
если гj. > р, то появилось противоположное событие А.
Задание 9-7. Разыграть 6 испытаний, в каждом из которых
событие А появляется с вероятностью р = 0,35.
Решение. Выберем из таблицы 9
случайных чисел, например: 0,10; 0,36; 0,08; 0,99; 0,12; 0,06. Считая, что при гj < 0,35 событие А появилось, а при гj ³ 0,35
наступило противоположное событие А, получим искомую последовательность
событий: А, , А, , А, А.
|