3.5.
Разыгрывание полной группы событий
Разыгрывание полной группы n(n > 2) несовместных событий А1, A2, . . ., Ап, вероятности которых Р1 Р2…
Рп известны, можно свести к разыгрыванию случайной дискретной
величины X со
следующим законом распределения, представленным таблицей (для определенности
примем х1= 1, x2 = 2,
.... хn = п):
Действительно, достаточно
считать, что если в испытании величина X приняла значение xi = i (i =-1,2, . .., п), то наступило
событие А,. Справедливость этого утверждения следует из того, что число
п возможных значений X равно
числу событий полной группы и вероятности возможных значений xi и соответствующих им событий Ai - одинаковы:
Р (X = xi) = Р (Ai) = pt.
Таким образом, появление в
испытании события А равносильно событию, состоящему в том, что дискретная
случайная величина X приняла возможное значение xi.
Для того чтобы разыграть
испытания, в каждом из которых наступает одно из событий A1 ; A2;, ...; Аn полной группы, вероятности которых Р1 Р2…
Рп известны, достаточно разыграть случайную дискретную величину
X по ее закону распределения. При этом
считать, что если в испытании величина X приняла значение хi = i, то наступило событие Aш.
Задание 9-8. События A1; A2; А3; A4 образуют полную группу. Вероятности их
наступления соответственно равны 0,19; 0,21; 0.34; 0,26. Разыграть 5 испытаний,
в каждом из которых появляется одно из четырех заданных событий.
Решение. Запишем
закон распределения заданной случайной дискретной величины X:
X 1 (A1) 2 (A2) 3 (А3
) 4(A4 )
р 0,19 0,21
0,34 0,26
Разобьем интервал (0,1) на
четыре частичных интервала:
= (0; 0,19)
= (0,19; 0,40)
(0,40; 0,74), =(0,74; 1).
Выберем из таблицы случайных
чисел 5 чисел. Например: 0,66; 0,31; 0,85; 0,63; 0,73. Первое случайное число r1 = 0,66 принадлежит интервалу , то Х = 3, следовательно, наступило событие А3.
Аналогично найдутся остальные
события: A2; A4 ; А3 ; А3 .Причем событие A1 в найденном распределении не
значится.
Ответ. Искомая последовательность событий
такова: А3 ; A2; A4 ;А3 ; А3 .
3.6. Разыгрывание случайной непрерывной
величины. Метод обратных функций
Пусть требуется разыграть случайную
непрерывную величину X, т.е.
получить последовательность ее возможных значений xi, зная функцию распределения F (х).
Теорема. Если гi -- случайное число, то
возможное значение xi разыгрываемой
непрерывной случайной величины X с заданной
функцией распределения F (х), соответствующее
гi -, является корнем уравнения: F(xi)= гi
Правило 1. Для того чтобы найти возможное значение xi непрерывной случайной величины X, зная ее функцию распределения F (х), надо выбрать случайное число гi, приравнять его функции распределения и
решить относительно xi полученное уравнение
F(xi)= гi
Если решить это уравнение в
явном виде не удается, то прибегают к графическим или численным методам.
Задание 9-9. Разыграть 3 возможных значения случайной непрерывной величины X, распределенной равномерно в интервале (2, 10).
Решение.
Напишем функцию распределения величины X, распределенной равномерно в интервале (а, b):
F(x) = (х-b) / (b-а).
По условию, а = 2, b=10, следовательно,
F(x) = (х-10) / (10-2) или F(x) = (х-10) / 8
Используя правило, напишем
уравнение
(хi-10) / 8= гi, решив которое получим хi=8ri+2
Выберем 3 случайных числа,
например, r1 = 0,11, r2 = 0,17, r3 = 0,66.
Подставим эти числа в полученное
решение уравнения хi=8ri+2, получим:
x1=8·0,11+2=2,88; x2=8·0,17+2=1,36; x3=8·0,66+2=7,28.
Ответ. x1=2,88; x2=1,36; x3=7,28.
Задание 9-10.
1. Разыграть 6 значений
случайной дискретной величины X, закон распределения которой задан в виде таблицы
X 2
3,2 JO
р 0,18 0,24 0,58
Указание. Для
определенности принять случайные
числа: 0,73; 0,75; 0,54; 0,08; 0,28; 0,53. Ответ. 10; 10;
10; 2; 3; 22; 10.
2. Разыграть
4 испытания, в каждом из которых вероятность появления события А равна
0,52. Указание. Для определенности принять случайные числа 0,28; _0,53; 0,91; 0,89.
Ответ. А, ,
3. Заданы вероятности трех событий,
образующих полную группу: P(A1) = 0,20, Р(А2) = 0,32, Р(А3)
= 0,48. Разыграть 6 испытаний, в каждом из которых появляется одно из заданных
событий. Указание. Для определенности
принять, что случайные числа: 0,77; 0,19; 0,2I;;0,51; 0,99; 0,33. Ответ. А3, А1, А2,
А2, А3, А2.
Практические
занятия
1. Построение информационных моделей отдельных видов
деятельности людей (выполнение бросков спортивных снарядов, работа за пультом
управления, вождение машины, записи в тетради и др.)
2. Описание несколькими моделями одного и того действия
или явления.
3. Построение информационных моделей выполнения
арифметических действий.
4.
Моделирование
случайных величин.
5.
Моделирование
случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике;
6.
Моделирование сложных испытаний и их результатов.
Контрольные вопросы
1. Приведите различные трактовки понятия "Модель"
2. Может ли быть моделью действия одного человека для
другого?
3. Являются ли моделями
~
характеристика
учащегося
~
схема компьютера
~
описание действия
человека при выполнении некоторых действий
~
учебное кино
~
наглядные
пособия, применяемые учителем на уроке?
2. Приведите пример структурной модели.
3. Что можете сказать о воображаемых
моделях?
4. Назовите особенности спортивного
моделирования
Требования
к знаниям, умениям, навыкам
Студенты должны понимать роль модели в физическом
воспитании. Уметь на интуитивном уровне моделировать ситуации, возникающие под
воздействием 1-2 факторов. Понимать роль моделирования в системе подготовки
спортсмена. Уметь моделировать стандартные ситуации быту, спорте, при работе с
детьми и др..
|